Вас приветствует учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №22»
Наумова Ольга Сергеевна. Образование — высшее. I квалификационная категория.
Организация работы логопункта МАДОУ:
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения речевого развития. Для комплексного специального сопровождения таких детей на базе нашего детского сада работает логопедический пункт. На логопункт зачисляются преимущественно дети подготовительных и старших групп с фрнетическими и фонематическими нарушениями речи, дети с ОНР. Основными формами организации работы с детьми являются индивидуальные и подгрупповые занятия..
Логопедическое обследование воспитанников детского сада проводится в течение первых 2-х недель сентября. С 15 сентября по 15 мая проводятся групповые и индивидуальные логопедические занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.
Учитель-логопед тесно сотрудничает с родителями: оказывает консультативную помощь, проводит собрания с родителями воспитанников всех групп детского сада. Дает необходимые рекомендации по домашней работе для закрепления результатов.
При необходимости и с согласия родителей дети могут быть направлены учителем-логопедом к врачам-специалистам (отоларингологу, ортодонту, неврологу и др.), а также к психологам и дефектологам для консультации.
Основные направления логопедической работы:
- Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация звуков и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
- Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твердые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги — в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам слоообразования с помощью различных приставок, подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
- Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
- Развитие связной речи. Ведется работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
Стадии формирования речи ребенка
- Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.
- 2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.
- 9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.
- 11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.
- 1-1,5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.
- 1,5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются новые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.
- 2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2,5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.
- В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.
- К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!
К логопеду нужно обратиться, если…
- ребенку уже исполнилось 1,5 года, а простых слов, например «мама» или «дом» он не говорить и не понимает простых слов — своего имени или название окружающих предметов: не способен выполнять простейшие просьбы, например «иди сюда», «сядь»;
- если в 2 года ребенок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова;
- если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов, не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или перенести что-либо, находящееся вне поле зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например «дай воды»);
- если трехлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Если говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их;
- если у малыша любого возраста постоянное приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов);
- в 4,5 года не сформирована звуковая сторона речи — не выговаривает звуки или произносит их неверно.
Если у ребенка есть такие проблемы, обратитесь за помощью к логопеду детского сада или в детскую поликлинику.